Адрес органов местного самоуправления муниципального образования поселок Смолячково

197720
Санкт-Петербург,
г. Зеленогорск,
пр. Ленина, д. 14, лит. А, пом. 1-Н


e-mail:

ma@mo-smol.ru

Звоните:
(812) 409 88 25
409 88 26
Главная >> Опека и попечительство >> Статьи по опеке и попечительству
Статьи по опеке и попечительству
\n Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript " mce_href="mailto: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript "> Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сайт: http://rodmost.ru

Благотворительным фондом «Родительский мост» создана профессиональная служба по привлечению и подготовке родителей, желающих и способных воспитывать в своих семьях брошенных детей, в том числе с проблемами развития. Принимающая семья получает социальную и медико-психологическую поддержку в процессе воспитания детей. Будущим принимающим родителям очень важно оценить свои личностные ресурсы и риски, готовность к этому шагу. Страшно, когда семья, не рассчитав свои силы, отказывается от ребенка. Для ребенка это тяжелая травма, повторное предательство. Для взрослых – событие, которое невозможно забыть и жить дальше как прежде. Работа фонда «Родительский мост» направлена в первую очередь на профилактику вторичных отказов от детей.

Расписание занятий СПБ БФ «Родительский мост»:

понедельник, среда , четверг   - с 19.00 до 22.00

суббота или воскресенье (по согласованию со слушателями) -  с 10.00 до 18.00

С программой подготовки СПБ БФ «Родительский мост» граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, можно ознакомиться по ссылке: https://rodmost.ru/about_the_fund/our_programs/

2. Санкт – Петербургское государственной бюджетное учреждение "Центр помощи семье и детям"

Адрес Центра: Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 3 (3-й и 6-й этаж),

Телефон: (812) 497-36-04; (812) 497-36-18

Сайт: http://www.sirota-spb.ru

Цель деятельности Центра

Центр оказывает квалифицированную и своевременную помощь семьям, желающим принять детей на воспитание в семью, осуществляет социальное обслуживание детей и семей, принявших детей на воспитание в семью и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказывает содействие в реализации права детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.

Направления деятельности

  • консультирование граждан (российских и иностранных) по вопросам устройства детей на воспитание в семью (усыновление, опека (попечительство), приемная семья);
  • подготовка семей, желающих усыновить ребенка, взять его под опеку (попечительство), в приемную семью;
  • оказание помощи в оформлении пакета документов, необходимых для принятия ребенка на воспитание в семью;
  • оказание правовой и психологической поддержки семьям, испытывающим затруднения в воспитании детей;
  • психологическая коррекция взаимоотношений детей, принятых на воспитание в семью, усыновителей, опекунов, приемных родителей;
  • оказание помощи в подготовке документов, необходимых для вынесения решения об усыновлении ребенка отчимом (мачехой), являющихся российскими и иностранными гражданами.

Режим работы СПБ ГБУ «Центр помощи семье и детям»

В соответствии с требованиями законодательства этап групповой подготовки составляет 51 час, индивидуальная подготовка граждан - 12 часов.

Группы слушателей формируются регулярно, численность группы составляет 15 человек. Занятия в группе проводятся в лекцонно-тренинговом режиме 2 раза в неделю по бедням и выходным дням в утренние часы с 10-00 до 13-00, в вечерние часы с 18-00 до 21-00. Одно занятие проводит - врач, 2 занятия проводит  - юрист, 11 занятий проводит  - психолог.

С этапами, программой и расписанием занятий СПБ ГБУ «Центр помощи семье и детям» по подготовке граждан, желающих принять в свою семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, можно ознакомится на сайте по ссылке:

http://www.sirota-spb.ru/center/podgotovka/



  На основании статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  Граждане, которые хотят принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны пройти подготовку согласно ст.ст. 127, 146 СК РФ.

  Программа и порядок подготовки граждан утверждены органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством РФ, а также с учетом региональных особенностей и опыта работы социальных служб Санкт-Петербурга.

  Граждане, желающие принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, должны обратиться с письменным заявлением в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, предъявив документ, удостоверяющий личность (паспорт).

  Орган опеки и попечительства в течение одного рабочего дня со дня подачи заявления:

- уведомляет кандидата о времени и месте проведения подготовки,

- выдаёт направление для прохождения подготовки.

  Этапы подготовки:

  • 1 этап. Зачисление на курсы по подготовке граждан, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется на основании личного письменного заявления гражданина при наличии его удостоверения личности (паспорта) и направления органа опеки и попечительства по месту его проживания.
    При зачислении:
  • обсуждают с гражданами мотивы и возможности кандидатов принять на воспитание ребенка из детского сиротского учреждения;
  • дают разъяснения по процедурно-правовым вопросам устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;
  • информируют о номере группы, времени и сроках прохождения занятий.
  • 2 этап. Посещение занятий по подготовке лиц, желающих принять в свою семью на воспитание ребенка, по расписанию свое группы.
  • 3 этап. Итоговые собеседования.
  • 4 этап. Получение свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и итогового социально-психологического заключения в часы приема специалистов Центра.

   В соответствии со статьями 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации лица, не прошедшие подготовку в установленном порядке (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей), не могут быть усыновителями, а также не могут быть назначены опекунами (попечителями).

  К близким родственникам, согласно статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации, относятся родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать), братьями и сестрами.

  По всем вопросам, связанным с принятием детей в семью, просим обращаться в отдел опеки и попечительства Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Смолячково по адресу: Санкт – Петербург, город Зеленогорск, проспект Ленина, д. 14, литер. А, помещение 1-Н, телефон: 8(812) 4098825. Часы приема граждан: понедельник –пятница с 10-17.00, обед с 13.00 до 13.30.

 
О социальном сиротстве и формах социального устройства детей-сирот

О социальном сиротстве и формах

социального устройства детей-сирот


  

   Социальное сиротство — это социальное явление, при котором несовершеннолетние остаются без родительской заботы при живых биологических родителях. Это возможно в случаях, когда:

  • родители лишены судом родительских прав;
  • родители отказались от своего ребенка после его рождения (так называемые отказники);
  • родители признаны недееспособными или безвестно отсутствующими;
  • родители не участвуют в воспитании детей длительное время без уважительных причин.
  • наличие большого количества бытовых проблем в семье
  • неумение и (или) нежелание родителей заниматься воспитанием, образованием и развитием своих детей
  • жестокое обращение с детьми (физическое или психологическое)

   Обнаруживается и так называемое “скрытое социальное сиротство”, которое связано с ухудшением жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растёт беспризорность огромного числа детей и подростков. Рушится основа государственного строя - семья.

   Проблема сиротства, прежде всего, касается ребёнка и его развития. Сиротство самим своим определением уже констатирует факт некой неполноценности личности, имеющий повсеместно ситуации депривации, т. е. «лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно-важных потребностей личности ребёнка». Лишённые постоянного полноценного эмоционального и тактильного контакта с матерью или заменяющим её взрослым, такие дети растут апатичными, безынициативными, эмоционально бедными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. У всех детей выявляются задержки сенсомоторного и речевого развития неумение общаться с взрослыми и сверстниками. Дети, изолированные с рождения до 6 месяцев, навсегда остаются менее разговорчивыми, чем их сверстники из семей. Изоляция от матери от 1 года до 3 лет обычно приводит к тяжёлым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению.

   Для тех, кто провёл своё детство в стенах детского дома, создание собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образа отношений «родитель-родитель», «ребёнок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентаций детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов.

   Семья играет ведущую роль в умственном развитии и формировании притязаний и успешности их реализации в учёбе и самообразовании, в овладении человеком социальными нормами, особенно определяющими исполнение семейных ролей. Родители, которые сами в детстве подвергались депривации или которым не удалось решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь, являющуюся залогом формирования чувства материнства. Кроме того, семья играет роль «тыла», психологически так важного в самостоятельной жизни.

   Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в соответствующее учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках решения проблемы социального сиротства выделены такие задачи, как постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства.

   Государственная социальная политика направлена не только на защиту прав сирот и их семейное устройство, но и на предотвращение случаев оставления детей без родительской опеки.

   Выделяют следующие основные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, приемная семья. Рассмотрим ключевые моменты каждой из этих форм.

   Усыновление (удочерение) допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, при этом учитывается возможность усыновителей обеспечить усыновленным детям полноценное физическое, психическое и нравственное развитие.

   Усыновление (удочерение) - такая форма устройства, при которой усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях к родственникам по рождению. При этом усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим биологическим родителям и родственникам.

   Усыновление производится судом (по месту нахождения ребенка) по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка.

   Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

   Опека (попечительство) представляет собой одну из форм государственной заботы о детях, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты.

   Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются над детьми, оставшимися по различным причинам без родительского попечения, в целях их содержания, воспитания и образования, а так же для защиты их прав (личных и имущественных) и интересов.

  Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

    Опекуны (попечители) назначаются органами опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке и попечительстве. При наличии заслуживающих внимание обстоятельств опекун (попечитель) может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя).

     Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту их прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

    Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

   Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. На содержание ребенка выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законом Санкт - Петербурга, с учетом ежегодной индексации. Исходя из интересов ребенка, орган опеки и попечительства вправе заключить с опекуном (попечителем) договор об осуществлении опеки (попечительства) на возмездным условиях.

   При установлении опеки (попечительства) опекаемый ребенок сохраняет имущественные и неимущественные отношения со своими родителями и родственниками, поэтому опекуны (попечители) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

   Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

   Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

    Договор о передаче ребенка в приемную семью заключается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

   Права и обязанности приемного родителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

    Приемным родителям устанавливается вознаграждение в размере, определенном законом Санкт-Петербурга.

    Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя (являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия) и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащиее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

   Устройство детей на воспитание в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

    Распространение приемных семей позволяет решить следующие задачи:

    - семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

   - обеспечивает занятость для лиц, имеющих склонность к воспитательской работе, получивших специальное образование, но не работающих по разным причинам;

    - содействие развитию ребенка, обеспечение формирования полноценной личности.

    - реализовать права несовершеннолетнего на проживание в семье и на семейное воспитание.

   В Санкт – Петербурге подбор и учет граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей осуществляют органы опеки и попечительства.

 Наполните жизнь счастьем: помогите покинутым детям найти новую семью!

 
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

«Кризисный центр помощи женщинам»

отделение социальной реабилитации «Маленькая мама»,

«Служба помощи женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»


  Услуги предоставляются несовершеннолетним беременным и молодым матерям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; женщинам с детьми до 3-х летнего возраста, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, имеющим регистрацию в СПб (постоянную или временную, а также статус лица БОМЖ)

  Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются получателям социальных услуг при временном (на срок, определенный индивидуальной программой предоставления социальных услуг) проживании. С целью оказания помощи получателям социальных услуг в отделении осуществляются следующие виды деятельности:

  • ·предоставление бесплатного временного проживания получателям социальных услуг, нуждающимся в нём;
  • · бесплатное пятиразовое питание;
  • ·оказание получателям социальных услуг квалифицированного и разностороннего психологического, педагогического, юридического, медицинского консультирования;
  • ·оказание помощи получателям социальных услуг в преодолении конфликтов и других нарушений внутрисемейных отношений
  • ·создание в отделении бытовых, психологических и других условий
  • ·для осуществления жизнедеятельности получателей социальных услуг находящихся в учреждении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи;

Адрес Центра: г. Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д.15, корп.4
(ст.м. Ленинский проспект)

тел. 376-74-91, E-mail: shelterspb@yandex.ru

372-45-54 pomogaemmamam.ru



 
Как взять ребенка под опеку или на попечительство

Как взять ребенка под опеку или на попечительство


1.  Что такое опека и попечительство?

Опека и попечительство — это один из видов опеки над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (есть еще приемная семья, патронатное воспитание).

Опека — форма устройства в семью детей до 14 лет. Опекуны — это воспитатели и законные представители детей. Они должны контролировать использование имеющейся у детей недвижимости, следить за ее сохранностью, но сами не имеют права ей распоряжаться.

Попечительство — форма устройства в семью детей от 14 до 18 лет. Попечители — это воспитатели и законные представители детей. Они обязаны оказывать детям содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц и давать согласие на совершение всех сделок, кроме бытовых (бытовые дети совершают сами). Имуществом подопечных попечители распоряжаться не могут.

У одного ребенка может быть только один опекун (попечитель), в редких случаях — двое (когда опекуны или попечители — супруги). Если опекунов двое, в договоре об опеке (попечительстве) прописываются их обязанности. При этом один из опекунов (попечителей) не может представлять интересы ребенка без доверенности от другого.

Дети, являющиеся братьями и сестрами, не могут быть отданы на воспитание разным людям, за исключением тех случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Но орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.

 2. Кто может взять ребенка под опеку?

Приемным родителем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет, желающий взять ребенка на воспитание и соответствующий требованиям к опекунам (попечителям).

Кроме того, приемный родитель обязательно должен пройти обучение в школе приемных родителей и получить разрешение на установление опеки (попечительства). Если у вас есть заключение о возможности быть усыновителем, оно тоже подойдет.

Люди, не состоящие в браке, не могут опекать одного и того же ребенка.

3. Как найти ребенка?

Если вы еще не знаете, какого ребенка хотите взять под опеку (на попечительство), вам нужно сначала ознакомиться с банком данных о детях-сиротах.

Посмотреть анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах, кроме того, существует федеральный банк. На электронных ресурсах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья, а также о том, в каком детском доме они находятся, — таким образом, в дальнейшем вы можете обратиться непосредственно в нужное учреждение.

С просьбой подобрать ребенка вы можете обратиться и сразу в орган опеки и попечительства.

Для получения доступа к полным анкетным данным детей* вам необходимо будет ответить на вопросы анкеты и предоставить документ, удостоверяющий личность, и заключение о возможности быть опекуном или попечителем (либо заключение о возможности быть усыновителем). При заполнении анкеты понадобится страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Когда вы выберете ребенка, вам выдадут направление на его посещение.

С 1 января 2020 года осуществляется учет граждан, лишенных родительских прав или ограниченным в родительских правах, граждан, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине. Им информация о детях, оставшихся без попечения родителей, не предоставляется.

4. Как проходит встреча с ребенком?

Вы обязаны встретиться с ребенком в присутствии специалиста органа опеки и попечительства. Кроме того, вам должны показать все документы ребенка.

Факт ознакомления с его медицинским заключением подтверждается в письменной форме. Вы имеете право также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка. На медосмотре должен присутствовать сотрудник органа опеки и попечительства.

Если вам понравился ребенок, а вы — ребенку, вам необходимо сообщить оператору органа опеки, что вы готовы взять ребенка на воспитание. Затем будет составлен акт о передаче ребенка под опеку (попечительство).

Если вам не понравился ребенок или вы — ребенку, орган опеки может разрешить вам посещение другого ребенка.

5. Как заключить договор об опеке (попечительстве)?

В течение 10 дней после того, как вам выдадут акт о назначении вас опекуном (попечителем), орган опеки и попечительства по будущему месту жительства ребенка должен заключить с вами договор об опеке (попечительстве).

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Однако в некоторых случаях органы опеки и попечительства могут заключить с вами договор на возмездной основе (за счет доходов от имущества подопечного, за счет средств бюджета Москвы, за счет средств третьих лиц).

В договоре должны содержаться сведения о ребенке или детях, передаваемых под опеку или попечительство (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), а также о сроке действия договора, условиях содержания, воспитания и образования ребенка или детей, о правах и обязанностях опекуна (попечителя), правах и обязанностях органа опеки и попечительства по отношению к опекунам (попечителям), в случае заключения возмездного договора — о размере и периодичности денежного вознаграждения, а также основаниях и последствиях прекращения договора.

В случае изменения места жительства ребенка договор необходимо будет расторгнуть и заключить другой договор — с органом опеки и попечительства по новому месту жительства ребенка.

6. Будет ли кто-то следить за тем, как воспитывается ребенок?

После того как вы возьмете ребенка под опеку (попечительство), органы опеки и попечительства будут проверять, в каких условиях он живет и воспитывается. Проверки включают в себя оценку жилищно-бытовых условий ребенка, его состояния здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить его потребности развития. Плановые проверки проводятся:

  • в течение первого месяца после передачи ребенка в семью — 1 раз;
  • в течение года после передачи ребенка в семью — 3 раза;
  • в течение последующих лет — 1 раз в 6 месяцев.

Кроме того, если поступят жалобы о неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном (попечителем) своих обязанностей, орган опеки и попечительства может провести внеплановую проверку.

Также опекунам (попечителям) ежегодно нужно предоставлять в орган опеки и попечительства отчет о расходовании денежных средств, выделяемых на ребенка, и состоянии его имущества.

7. Какое наказание грозит за невыполнение обязательств?

Опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели за некачественное исполнение или неисполнение обязанностей по воспитанию детей несут административную (ст. 5. 35 КоАП РФ) и уголовную (ст. 156 УК РФ) ответственность.

8. Какие выплаты положены опекунам (попечителям)?

Опекуны и попечители могут рассчитывать на следующие виды материальной поддержки:

  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
  • денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью;
  • ежемесячную компенсацию на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает подопечный или дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание;
  • ежемесячную компенсационную выплату отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей.
 
Почему каждый десятый ребенок, устроенный в новую семью, оказывается лишним

Почему каждый десятый ребенок, устроенный в новую семью,

оказывается лишним

  Вторичный отказ (возвращение ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после усыновления или пребывания в приемной семье) – явление, к сожалению, частое и неоднозначно воспринимаемое разными сторонами. Для специалистов – это мысли о своем профессионализме и границах собственной ответственности; для действующих и будущих принимающих родителей – страх неудачи в воспитании приемного ребенка в своей семье. Ежегодно по России тысячи детей возвращаются приемными родителями (опекунами), усыновителями в социальные учреждения.

  У специалистов, работающих в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специалистов органов опеки много недоверия и вопросов к специалистам, занимающимся подготовкой будущих приемных родителей. В свою очередь, у специалистов школ для приемных родителей встречается непонимание позиции органов опеки, недовольство в адрес служб сопровождения. Специалисты служб сопровождения могут осуждать и обвинять – скрыто или явно – приемных родителей, отказывающихся от ребенка, а приемные родители часто причиной всех бед и трудностей считают именно ребенка, а к нему добавляются специалисты, которые не предупредили, не перевоспитали, и вообще говорили и заставляли делать всякую ерунду, вместо того, чтобы волшебным образом все наладить.

  Такое положение вещей в сфере семейного устройства способствует разобщенности в среде специалистов, несогласованности их действий, что вызывает недоумение у членов принимающих семей и мешает своевременному оказанию необходимой помощи и принятию взвешенных решений.

Кроме того, постоянная работа со случаями вторичного отказа способствует быстрому выгоранию специалистов. Ведь каждая история наполнена болью и страданиями и детей, и взрослых. В начале существования приемной семьи много светлых надежд, в конце – ненависть, взаимные обвинения, оскорбления. И ведь никто не хочет такого финала. Ни один приемный ребенок не идет в семью с осознанным желанием «мучить» своих приемных родителей, и ни один будущий приемный родитель не хочет травмировать еще больше ребенка, которому и так уже досталось. И каждый участник этих драматических событий по-своему старается сохранить семью как может и умеет, в рамках своих представлений о том, что следует делать в столь невыносимой ситуации.

  И тогда у специалистов возникают вопросы: нужно ли устраивать детей в «неидеальные» семьи? Есть ли «идеальные» семьи вообще? Какая позиция более правильная: надо давать шанс тем кандидатам, у которых велико желание, но есть ограничения в ресурсах, или вообще не давать детей в семьи, где есть хоть какая-то вероятность того, что семья не справиться? (А такая вероятность, к сожалению, есть всегда). Тогда получается вообще: «никогда! никому! никого!»… Каждый сам находит приемлемый для себя как профессионала и личности ответ. Кто-то уходит из сферы семейного устройства.

  Как в любой области человеческих взаимоотношений, в истории с принятием ребенка нет гарантий успеха. Слишком много влияющих факторов, часть которых не прогнозируются и не поддаются контролю. Любая семья стремится к стабильности и благополучию, при этом в каждой семье все время происходят различные изменения: меняется состав семьи, имущественное положение, состояние здоровья ее членов, связанное со всем вышеперечисленным психоэмоциональное состояние взрослых и детей. Жизнь в семье похожа на переход по хрупкому навесному мосту в горах – в тихую солнечную погоду можно довольно спокойно совершать по нему неторопливую прогулку и любоваться видами, но когда начинается ненастье – сильный ветер, дождь, град – идти становится страшно, мысли только о том, как бы не свалиться, все силы уходят на сопротивление стихии и закономерно возникают мысли, зачем это вообще надо было?!

  Трудности неизбежны, жизнь без них невозможна, ведь без трудностей нет роста, развития, в их преодолении рождается самоуважение человека, сплоченность семьи. И если честно взглянуть на жизнь, далеко не все биологические родители в благополучных семьях успешно справляются со своими обязанностями по воспитанию кровных детей. Все детские травмы и неврозы – это результат действий взрослых, причем, как правило, вызванных благими намерениями. Просто с приемными детьми срабатывает «парадокс приемного родительства»: все успехи и достижения ребенка связываются с воспитательным воздействием приемных родителей, а все неудачи, трудности поведения, негативные личностные качества приписываются генетике и влиянию кровной семьи, т.е. хороший ребенок – наш, непослушный – не наш. И в картине мира приемного родителя всегда существует некое место, из которого этот ребенок был взят. А если что-то (или кого-то) откуда-то можно взять, то потом можно туда же и вернуть…

  Создание и существование приемной семьи – сложный, многоуровневый процесс с множеством ответственных сторон. Поиск виноватого в случае разрушения семьи, а значит и взваливание всей ответственности только на кого-то одного – дело абсурдное, несправедливое и неконструктивное. Возможно, более правильный путь - перейти от поиска виновных к поиску ресурса, распределению ответственности, и оказанию взаимной поддержки.

  Задача специалистов служб подготовки приемных родителей заключается в том, чтобы помочь кандидатам осознать источник своего желания принять ребенка, понять все особенности процесса воспитания приемного ребенка и избавиться от всевозможных иллюзий, объективно оценить возможности своей семьи, и затем принять взвешенное разумное решение. Кроме того, очень важно донести до будущих приемных родителей важность постоянного контакта приемной семьи со специалистами опеки и служб сопровождения, своевременного обращения за рекомендациями и помощью. Возможность осуществления подобной длительной и достаточно глубокой работы с кандидатами у ведущих школ для приемных родителей есть, так как за несколько месяцев регулярных встреч в атмосфере поддержки и принятия, при наличии у кандидата желания включаться в работу, устанавливается прочный доверительный контакт. Специалисты подготовки всегда могут дать индивидуальные рекомендации, как семье, так и сотрудникам органов опеки и детских учреждений.

  Сотрудникам учреждений для детей, из которых дети уходят в семьи, важно понимать, что лучше них никто другой жизненной ситуации и индивидуальных особенностей конкретного ребенка, за которым пришли родители, не знает. Рассказать о ребенке без прикрас, но и без пугающих ужасов, а честно и объективно, ответить на все вопросы, дать конкретные рекомендации, исходя из своего опыта взаимодействия именно с этим ребенком и детьми, оставшимися без попечения вообще – вот, пожалуй, самое главное, что могут сделать для будущей приемной семьи воспитатели, психологи, специалисты по социальной работе и врачи детских учреждений. А если у специалистов есть возможность ознакомиться с выявленными в процессе подготовки особенностями семьи кандидатов в приемные родители, соотнести эти особенности с особенностями ребенка и обсудить с семьей возможные риски размещения и трудности, которые можно спрогнозировать, то получится избежать некоторых проблем в дальнейшем. В такой ситуации всем становится гораздо легче принимать решения, объединяться и взаимодействовать в процессе воспитания ребенка.

  Огромная ценность приемной семьи и приемных родителей состоит в том, что у ребенка появляется возможность расти в естественных для него условиях, а не в системе и коллективе. Он может почувствовать свою нужность и принадлежность кому-то, у него появляется персональный взрослый, а значит, есть стимул учиться доверять, развиваться, изучать мир. Очень хорошо, когда во время подготовки будущие приемные родители отбрасывают возможный формальный подход к обучению и проявляют готовность к пересмотру стереотипных установок относительно воспитания приемного ребенка и взаимодействия со специалистами.

  Задача приемных родителей – научиться развиваться вместе с ребенком, работать над собой, чтобы потом спокойно относиться к вопросам ребенка о себе и своем прошлом, о его пути в приемную семью. И если уж взрослый решил принять ребенка, он должен быть готов принять и его боль, страх, недоверие и изо дня в день терпеливо доказывать: «Я рядом, я с тобой, я не предам, что бы ни случилось, как бы ты себя ни вел, мы справимся вместе!» На приемных родителях лежит основная ответственность за формирование доверительных отношений с ребенком, но опыт показывает, что обязательное условие успешного существования приемной семьи - открытость к взаимодействию со специалистами опеки и служб сопровождения, потому что именно с ними можно разделить радости жизни с ребенком, а также найти способы преодоления трудностей и поддержку.

  Специалистам, занимающимся помощью приемным родителям, важно рассматривать семью целостно, понимать, что в поддержке нуждается не только ребенок, но и другие члены принимающей семьи, а также члены кровной семьи ребенка, если есть взаимодействие между семьями. Только комплексный подход и работа со всей семейной системой может быть эффективной, так как каждый член семьи своими действиями, чувствами, реакциями внес вклад в возникший кризис, а значит, в поддержке и восстановлении эмоционального благополучия нуждаются все.

  Ребенок тоже активный участник всей ситуации – он в той или иной степени принимает участие в выборе семьи, и может – осознанно или нет - выбирать, оставаться ли ему в ней. Поведением он транслирует степень своих травм в прошлом и неудовлетворенности семейными отношениями в настоящем. В силу полученного ранее негативного опыта ребенок не может встроиться в предлагаемые приемной семьей правила и отношения. Своим поведением и отношением он может вольно или невольно провоцировать свое возвращение в учреждение. Иногда это получается, потому что приемные родители больше не находят в себе сил справляться. Детям, которые попадают в приемные семьи в младшем школьном или подростковом возрасте, бывает легче расстаться с семьей и вернуться в привычные условия учреждения, чем стараться изо дня в день соответствовать ожиданиям и требованиям чужих и непонятных взрослых, которые называются приемными родителями. И хотя мы с грустью понимаем, что таким образом ребенок теряет возможность получить модель семейных взаимоотношений, а самое главное – в очередной раз убеждается в своем одиночестве и ненужности, иногда это становится его выбором, который нам взрослым необходимо принять. А еще бывает, что дети в подростковом возрасте узнают, что родители им не родные, и тогда уходят из семьи, потому что не хотят жить с людьми, которые лгали в течение многих лет. И восстановить отношения в таких случаях практически невозможно.

  Органы опеки узнают об особенностях будущей приемной семьи из социально-психологического заключения от школы приемных родителей, на основании, которого специалисты опеки могут давать кандидатам свои рекомендации в отношении приемного ребенка. Кроме того, очень важно, чтобы специалисты опеки, осуществляющие контроль условий проживания приемного ребенка, вовремя, до наступления кризиса, мотивировали семью к обращению за помощью, объясняли, где эту помощь можно получить, каким образом службы сопровождения работают и рассказывали, что специалисты сферы семейного устройства – хорошие, не страшные, заинтересованные в оказании поддержки люди.

  Любой кризис в отношениях может способствовать объединению людей и совместному продуктивному поиску выхода, а может приводить к перекладыванию ответственности и разрушению отношений. В случае риска вторичного отказа только все вместе, обмениваясь информацией, советуясь, прибегая к помощи друг друга и уважая решения каждого участника, органы опеки, специалисты сферы семейного устройства и приемные семьи могут снизить количество возвратов детей в учреждения.

  Жители поселка, желающие принять ребенка на воспитание в семью, могут обратиться за консультацией в орган опеки и попечительства Местной администрации муниципального образования поселок Смолячково по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, пр. Ленина, д. 14, лит. А, пом. 1-Н, во вторник с 15.00 до 17.00 и четверг с 10.00 до 13.00, тел. 8 (812) 409-88-25.

 
Еще статьи...
Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10   <<    >>  
Страница 5 из 13 -->
Уважаемые жители поселка Смолячково! По фактам коррупции на территории муниципального образования поселок Смолячково Вы можете написать сообщение.
Написать сообщение
СТАТИСТИКА



2025 МО Смолячково Карта сайта
Разработка сайта
 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Я соглашаюсь с тем, что владелец сайта использует файлы cookie для повышения удобства работы на сайте, применяя метрические и иные системы аналитики. Оставаясь на сайте, я соглашаюсь с политикой их применения.