Адрес органов местного самоуправления муниципального образования поселок Смолячково

197720
Санкт-Петербург,
г. Зеленогорск,
пр. Ленина, д. 14, лит. А, пом. 1-Н


e-mail:

ma@mo-smol.ru

Звоните:
(812) 409 88 25
409 88 26
Главная >> Новости >> Обьявления >> Многонациональный Петербург. Кто такие памирцы?
Многонациональный Петербург. Кто такие памирцы?


Многонациональный Петербург. Кто такие памирцы?

Уважаемые читатели!

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с памирцами.


До ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах. Начиная с эпохи СССР этих людей чаще всего путали с таджиками. Между тем жители высокогорья имеют особую культуру, свои интересные обычаи и традиции. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан – так называется историческая область их проживания.

Памирцы — это совокупность малых народов. Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы.

Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет.

Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов. Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы.

Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 годы), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Национальная одежда

Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи.

В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый – символ света, солнца, красный – счастья.

Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу. Их дарят на праздники и значимые события в жизни. В приданом невесты джурабы есть обязательно.


Обычаи и нравы

Каждый элемент памирского дома имеет символическое значение. Опорой жилища служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи.

Интересны свадебные традиции памирцев. Свадьба состоит из нескольких обрядов. Один из них — «пицпатчид» — церемония открытия лица невесты. Невесте закрывают лицо несколькими платками: от семи и больше. Когда она приходит в дом жениха с закрытым лицом, платок ей поднимает близкий друг жениха с помощью веточки от плодового дерева и лука без стрелы. Лук в обряде является предметом, который отгоняет злых духов и недругов, а веточка – это символ плодородия. Поднимая платок, друг жениха произносит: «Три отца, три матери, три ребенка». Эта церемония закрепляет за ним особый статус: теперь он названый отец девушки. У памирской женщины три пары родителей: родные отец и мать, свекор и свекровь и друг мужа с супругой. Именно семья друзей должна будет поддерживать женщину в трудных ситуациях.


Национальная кухня

Кухня народов Памира проста. Основной продукт питания — пшеница. Ее перемалывают на крупу, из которой готовят каши и муку для лапши, клецок, лепешек. В рационе также присутствуют овощи, бобовые, свежие фрукты, сухофрукты, грецкие орехи. Мяса памирцы едят мало. От овец в основном получают молоко, из которого готовят кисломолочные продукты и овечий сыр. Суп варят из овощей, кислого молока или кефира и риса. Очень любят чай. Традиционный памирский чай «ширчой» готовится из черного чая с добавлением молока, соли и сливочного масла.

Для приготовления ширчоя потребуется:

— чай — 1/2 ч.л.

— молоко — 150 мл.

— сливочное масло — 10г.

— соль — по вкусу

В горячую воду всыпать половину чайной ложки чая (примерно на полстакана), влить 150 мл. горячего кипяченого молока, довести до кипения. Добавить 10 г. сливочного масла, посолить — и к столу.


Памирцы в Санкт-Петербурге

Впервые представители Памира приехали в Петербург в 1913 году. На праздновании «300-летия Дома Романовых» присутствовали Азиз Хан — правитель Шахдары, Такур Бек — правитель Алая и другие.

В годы Великой Отечественной войны многие сыновья Памира защищали Ленинград. Среди них: Калон Курбонов, Махмуд Додобов, Худобони. За отвагу и мужество они награждены медалью «За оборону Ленинграда».

В Санкт-Петербурге с 2000 года существует Межрегиональная общественная организация «Памир». Землячество гордится своими спортсменами. Председатель МРОО «Памир» Бахтибек Бердов, ушедший из жизни в 2019 году, был неоднократным чемпионом России по карате. В 1995 году в составе сборной Петербурга он стал обладателем Кубка Европы. Манучехр Зумратшоев — неоднократный чемпион России по регболу. Мадади Нагзибеков выступал за сборную города по боксу, является победителем международных турниров, призером чемпионатов России и Азии.


При землячестве существует фольклорно-этнографический ансамбль и танцевальная группа «Пари».


 
Уважаемые жители поселка Смолячково! По фактам коррупции на территории муниципального образования поселок Смолячково Вы можете написать сообщение.
Написать сообщение
СТАТИСТИКА



2021 МО Смолячково Карта сайта
Разработка сайта
 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!