Адрес органов местного самоуправления муниципального образования поселок Смолячково

197720
Санкт-Петербург,
г. Зеленогорск,
пр. Ленина, д. 14, лит. А, пом. 1-Н


e-mail:

ma@mo-smol.ru

Звоните:
(812) 409 88 25
409 88 26
Главная >> Опека и попечительство >> Почему каждый десятый ребенок, устроенный в новую семью, оказывается лишним
Почему каждый десятый ребенок, устроенный в новую семью, оказывается лишним

Почему каждый десятый ребенок, устроенный в новую семью,

оказывается лишним

  Вторичный отказ (возвращение ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после усыновления или пребывания в приемной семье) – явление, к сожалению, частое и неоднозначно воспринимаемое разными сторонами. Для специалистов – это мысли о своем профессионализме и границах собственной ответственности; для действующих и будущих принимающих родителей – страх неудачи в воспитании приемного ребенка в своей семье. Ежегодно по России тысячи детей возвращаются приемными родителями (опекунами), усыновителями в социальные учреждения.

  У специалистов, работающих в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специалистов органов опеки много недоверия и вопросов к специалистам, занимающимся подготовкой будущих приемных родителей. В свою очередь, у специалистов школ для приемных родителей встречается непонимание позиции органов опеки, недовольство в адрес служб сопровождения. Специалисты служб сопровождения могут осуждать и обвинять – скрыто или явно – приемных родителей, отказывающихся от ребенка, а приемные родители часто причиной всех бед и трудностей считают именно ребенка, а к нему добавляются специалисты, которые не предупредили, не перевоспитали, и вообще говорили и заставляли делать всякую ерунду, вместо того, чтобы волшебным образом все наладить.

  Такое положение вещей в сфере семейного устройства способствует разобщенности в среде специалистов, несогласованности их действий, что вызывает недоумение у членов принимающих семей и мешает своевременному оказанию необходимой помощи и принятию взвешенных решений.

Кроме того, постоянная работа со случаями вторичного отказа способствует быстрому выгоранию специалистов. Ведь каждая история наполнена болью и страданиями и детей, и взрослых. В начале существования приемной семьи много светлых надежд, в конце – ненависть, взаимные обвинения, оскорбления. И ведь никто не хочет такого финала. Ни один приемный ребенок не идет в семью с осознанным желанием «мучить» своих приемных родителей, и ни один будущий приемный родитель не хочет травмировать еще больше ребенка, которому и так уже досталось. И каждый участник этих драматических событий по-своему старается сохранить семью как может и умеет, в рамках своих представлений о том, что следует делать в столь невыносимой ситуации.

  И тогда у специалистов возникают вопросы: нужно ли устраивать детей в «неидеальные» семьи? Есть ли «идеальные» семьи вообще? Какая позиция более правильная: надо давать шанс тем кандидатам, у которых велико желание, но есть ограничения в ресурсах, или вообще не давать детей в семьи, где есть хоть какая-то вероятность того, что семья не справиться? (А такая вероятность, к сожалению, есть всегда). Тогда получается вообще: «никогда! никому! никого!»… Каждый сам находит приемлемый для себя как профессионала и личности ответ. Кто-то уходит из сферы семейного устройства.

  Как в любой области человеческих взаимоотношений, в истории с принятием ребенка нет гарантий успеха. Слишком много влияющих факторов, часть которых не прогнозируются и не поддаются контролю. Любая семья стремится к стабильности и благополучию, при этом в каждой семье все время происходят различные изменения: меняется состав семьи, имущественное положение, состояние здоровья ее членов, связанное со всем вышеперечисленным психоэмоциональное состояние взрослых и детей. Жизнь в семье похожа на переход по хрупкому навесному мосту в горах – в тихую солнечную погоду можно довольно спокойно совершать по нему неторопливую прогулку и любоваться видами, но когда начинается ненастье – сильный ветер, дождь, град – идти становится страшно, мысли только о том, как бы не свалиться, все силы уходят на сопротивление стихии и закономерно возникают мысли, зачем это вообще надо было?!

  Трудности неизбежны, жизнь без них невозможна, ведь без трудностей нет роста, развития, в их преодолении рождается самоуважение человека, сплоченность семьи. И если честно взглянуть на жизнь, далеко не все биологические родители в благополучных семьях успешно справляются со своими обязанностями по воспитанию кровных детей. Все детские травмы и неврозы – это результат действий взрослых, причем, как правило, вызванных благими намерениями. Просто с приемными детьми срабатывает «парадокс приемного родительства»: все успехи и достижения ребенка связываются с воспитательным воздействием приемных родителей, а все неудачи, трудности поведения, негативные личностные качества приписываются генетике и влиянию кровной семьи, т.е. хороший ребенок – наш, непослушный – не наш. И в картине мира приемного родителя всегда существует некое место, из которого этот ребенок был взят. А если что-то (или кого-то) откуда-то можно взять, то потом можно туда же и вернуть…

  Создание и существование приемной семьи – сложный, многоуровневый процесс с множеством ответственных сторон. Поиск виноватого в случае разрушения семьи, а значит и взваливание всей ответственности только на кого-то одного – дело абсурдное, несправедливое и неконструктивное. Возможно, более правильный путь - перейти от поиска виновных к поиску ресурса, распределению ответственности, и оказанию взаимной поддержки.

  Задача специалистов служб подготовки приемных родителей заключается в том, чтобы помочь кандидатам осознать источник своего желания принять ребенка, понять все особенности процесса воспитания приемного ребенка и избавиться от всевозможных иллюзий, объективно оценить возможности своей семьи, и затем принять взвешенное разумное решение. Кроме того, очень важно донести до будущих приемных родителей важность постоянного контакта приемной семьи со специалистами опеки и служб сопровождения, своевременного обращения за рекомендациями и помощью. Возможность осуществления подобной длительной и достаточно глубокой работы с кандидатами у ведущих школ для приемных родителей есть, так как за несколько месяцев регулярных встреч в атмосфере поддержки и принятия, при наличии у кандидата желания включаться в работу, устанавливается прочный доверительный контакт. Специалисты подготовки всегда могут дать индивидуальные рекомендации, как семье, так и сотрудникам органов опеки и детских учреждений.

  Сотрудникам учреждений для детей, из которых дети уходят в семьи, важно понимать, что лучше них никто другой жизненной ситуации и индивидуальных особенностей конкретного ребенка, за которым пришли родители, не знает. Рассказать о ребенке без прикрас, но и без пугающих ужасов, а честно и объективно, ответить на все вопросы, дать конкретные рекомендации, исходя из своего опыта взаимодействия именно с этим ребенком и детьми, оставшимися без попечения вообще – вот, пожалуй, самое главное, что могут сделать для будущей приемной семьи воспитатели, психологи, специалисты по социальной работе и врачи детских учреждений. А если у специалистов есть возможность ознакомиться с выявленными в процессе подготовки особенностями семьи кандидатов в приемные родители, соотнести эти особенности с особенностями ребенка и обсудить с семьей возможные риски размещения и трудности, которые можно спрогнозировать, то получится избежать некоторых проблем в дальнейшем. В такой ситуации всем становится гораздо легче принимать решения, объединяться и взаимодействовать в процессе воспитания ребенка.

  Огромная ценность приемной семьи и приемных родителей состоит в том, что у ребенка появляется возможность расти в естественных для него условиях, а не в системе и коллективе. Он может почувствовать свою нужность и принадлежность кому-то, у него появляется персональный взрослый, а значит, есть стимул учиться доверять, развиваться, изучать мир. Очень хорошо, когда во время подготовки будущие приемные родители отбрасывают возможный формальный подход к обучению и проявляют готовность к пересмотру стереотипных установок относительно воспитания приемного ребенка и взаимодействия со специалистами.

  Задача приемных родителей – научиться развиваться вместе с ребенком, работать над собой, чтобы потом спокойно относиться к вопросам ребенка о себе и своем прошлом, о его пути в приемную семью. И если уж взрослый решил принять ребенка, он должен быть готов принять и его боль, страх, недоверие и изо дня в день терпеливо доказывать: «Я рядом, я с тобой, я не предам, что бы ни случилось, как бы ты себя ни вел, мы справимся вместе!» На приемных родителях лежит основная ответственность за формирование доверительных отношений с ребенком, но опыт показывает, что обязательное условие успешного существования приемной семьи - открытость к взаимодействию со специалистами опеки и служб сопровождения, потому что именно с ними можно разделить радости жизни с ребенком, а также найти способы преодоления трудностей и поддержку.

  Специалистам, занимающимся помощью приемным родителям, важно рассматривать семью целостно, понимать, что в поддержке нуждается не только ребенок, но и другие члены принимающей семьи, а также члены кровной семьи ребенка, если есть взаимодействие между семьями. Только комплексный подход и работа со всей семейной системой может быть эффективной, так как каждый член семьи своими действиями, чувствами, реакциями внес вклад в возникший кризис, а значит, в поддержке и восстановлении эмоционального благополучия нуждаются все.

  Ребенок тоже активный участник всей ситуации – он в той или иной степени принимает участие в выборе семьи, и может – осознанно или нет - выбирать, оставаться ли ему в ней. Поведением он транслирует степень своих травм в прошлом и неудовлетворенности семейными отношениями в настоящем. В силу полученного ранее негативного опыта ребенок не может встроиться в предлагаемые приемной семьей правила и отношения. Своим поведением и отношением он может вольно или невольно провоцировать свое возвращение в учреждение. Иногда это получается, потому что приемные родители больше не находят в себе сил справляться. Детям, которые попадают в приемные семьи в младшем школьном или подростковом возрасте, бывает легче расстаться с семьей и вернуться в привычные условия учреждения, чем стараться изо дня в день соответствовать ожиданиям и требованиям чужих и непонятных взрослых, которые называются приемными родителями. И хотя мы с грустью понимаем, что таким образом ребенок теряет возможность получить модель семейных взаимоотношений, а самое главное – в очередной раз убеждается в своем одиночестве и ненужности, иногда это становится его выбором, который нам взрослым необходимо принять. А еще бывает, что дети в подростковом возрасте узнают, что родители им не родные, и тогда уходят из семьи, потому что не хотят жить с людьми, которые лгали в течение многих лет. И восстановить отношения в таких случаях практически невозможно.

  Органы опеки узнают об особенностях будущей приемной семьи из социально-психологического заключения от школы приемных родителей, на основании, которого специалисты опеки могут давать кандидатам свои рекомендации в отношении приемного ребенка. Кроме того, очень важно, чтобы специалисты опеки, осуществляющие контроль условий проживания приемного ребенка, вовремя, до наступления кризиса, мотивировали семью к обращению за помощью, объясняли, где эту помощь можно получить, каким образом службы сопровождения работают и рассказывали, что специалисты сферы семейного устройства – хорошие, не страшные, заинтересованные в оказании поддержки люди.

  Любой кризис в отношениях может способствовать объединению людей и совместному продуктивному поиску выхода, а может приводить к перекладыванию ответственности и разрушению отношений. В случае риска вторичного отказа только все вместе, обмениваясь информацией, советуясь, прибегая к помощи друг друга и уважая решения каждого участника, органы опеки, специалисты сферы семейного устройства и приемные семьи могут снизить количество возвратов детей в учреждения.

  Жители поселка, желающие принять ребенка на воспитание в семью, могут обратиться за консультацией в орган опеки и попечительства Местной администрации муниципального образования поселок Смолячково по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, пр. Ленина, д. 14, лит. А, пом. 1-Н, во вторник с 15.00 до 17.00 и четверг с 10.00 до 13.00, тел. 8 (812) 409-88-25.

 
Уважаемые жители поселка Смолячково! По фактам коррупции на территории муниципального образования поселок Смолячково Вы можете написать сообщение.
Написать сообщение
СТАТИСТИКА



2024 МО Смолячково Карта сайта
Разработка сайта
 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Я соглашаюсь с тем, что владелец сайта использует файлы cookie для повышения удобства работы на сайте, применяя метрические и иные системы аналитики. Оставаясь на сайте, я соглашаюсь с политикой их применения.