В современной России решение проблем
социального сиротства является одним из приоритетных направлений социальной
политики государства. Главными
причинами сиротства во многих странах становятся распад семьи и нравственные
проблемы. Большинство воспитанников детских домов составляют «социальные
сироты» — то есть дети, оставленные своими родителями, или те, чьи родители
лишены родительских прав. Нередким явлением стал отказ родителей от ребенка,
родившегося с инвалидностью.
И в этом случае общество и государство
берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Ребенок, потерявший родителей - это особый,
по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из
сильнейших потребностей ребенка.
В настоящее время используются два понятия: сирота
(сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых
умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет
биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием
ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя
общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены
родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное
сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей,
оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав,
признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку
для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном
окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Государства,
ратифицировавшие Конвенцию, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу,
которые необходимы для его благополучия, с этой целью они принимают необходимые
законодательные и административные меры.
К ПРИЧИНАМ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ОТНОСЯТСЯ:
1. Добровольный отказ родителей от своего
несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном
доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который
официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х
месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть
возвращен в семью.
2. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в
целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских
прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители
страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни,
недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав — это также
правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным
юридическим документом.
3. К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного
опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях,
воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу
своих родителей, как и они в последствии лишаясь родительских прав, тем самым
расширяя поле социального сиротства.
Основной принцип помощи детям-сиротам сегодня —
признание приоритета семейного воспитания, а главным направлением работы с
детьми, оставшимися без попечения родителей, должно быть содействие сохранению
родной семьи. В случае, когда сохранение родной семьи представляется
невозможным, необходимо способствовать устройству детей в семью, готовую
принять ребенка.
Детям, воспитывающимся в социальных сиротских учреждениях,
следует давать адекватное представление о возможности создания семьи,
обеспечить им доступ к среднему специальному или высшему образованию.
Особенно
важным является именно предотвращение явления социального сиротства.
Профилактика
является одним из важных направлений деятельности по преодолению социального
сиротства. Профилактика требует комплексного подхода, который приводит в
действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или
решить поставленные задачи.
Отношение государства к семье, к решению проблем развития семьи и детства
сформулировано в Основных направлениях государственной семейной политики,
утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об
Основных направлениях государственной семейной политики», Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р г. «Концепция
государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
Основными
принципами этой политики, направленной на обеспечение государством необходимых
условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи,
признаны самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно
своего развития, равенство семей в праве на поддержку, приоритет интересов
ребенка, равноправие между мужчинами и женщинами в справедливом распределении
семейных обязанностей, единство семейной политики на федеральном и региональном
уровнях, партнерство семьи и государства, совершенствование процесса
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
подготовки их к самостоятельной жизни; ресурсное обеспечение процесса
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, рассмотрев некоторые государственные
законы, постановления, положения, программы, касающиеся улучшения положения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и защиты их прав,
можно говорить о том, что в России существует законодательная база, касающаяся
детей рассматриваемой категории.
Формы устройства детей, оставшихся без родительского
попечения, предусмотрены в ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации от 29
декабря 1995 г. № 223-ФЗ. Дети могут быть переданы на усыновление, под опеку
или попечительство; в приемную семью, а также в учреждения для детей-сирот или
детей, оставшихся без родительского попечения.
Законодательством субъектов Российской Федерации могут
быть предусмотрены и иные формы семейного воспитания детей. Основная цель
такого устройства – обеспечение детям права на воспитание в семье. Поэтому
семейным формам воспитания детей отдается безусловное предпочтение.
Сектор опеки и попечительства
МА МО пос. Смолячково