Формы
устройства в семью
детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
«Воспитывая детей, мы воспитываем будущую
историю нашей страны, а значит — и
историю мира»
советский педагог и писатель Макаренко
А.С.
С чего
начинается жизнь каждого ребенка? Конечно же, родительского дома, семьи. С
теплых и заботливых маминых рук, с сильного отцовского плеча и радостных,
любящих взглядов братьев и сестер. А если все это отнять у ребенка в детстве –
сможет ли он вырасти человеком, любящим своих близких, и в конце концов – свою
Родину?
Возможно ли
нашему государству охватить всех обездоленных детей заботой, которая будет
сравнима с материнской? Пожалуй, это нереально. Реально другое: почти каждый из
этих детей может обрести семью, пусть не родную – приемную – но все-таки семью.
Воспитание приемных детей – это
ежедневный колоссальный труд и большая ответственность родителей. Каждый день,
прожитый ребенком в семье – огромное благо для него. Ведь только в семье
ребенок учится азбуке жизни, законам и устоям семьи как оптимального и
естественного способа человеческого жития.
Родители,
которые приняли в свою семью ребенка, нового члена семьи – это настолько почетно,
как профессия учителя в школе, воспитателя в детском саду и работника детского
дома, интерната. Замечательно, что уже нашлись и находятся люди, желающие
помочь сиротам, принимая их на воспитание в свой дом. Из года в год растет
число приемных семей. И это значит, что все больше обездоленных детей обретают
самое главное в жизни – родную семью, маму и папу. И это значит, что наступит
то время, когда мы с гордостью скажем: «В нашей стране нет ничейных детей».
Не
секрет, что в условиях современной жизни множество детей оказывается за порогом
родительского очага. Смерть родителей или объявление их недееспособными,
многочисленные отказы от новорожденных в родильных домах, уклонение матерей и
отцов от воспитания своих детей, приводящее в итоге к лишению или ограничению в
родительских правах – всё это лишь часть тех причин, по которым
несовершеннолетние дети остаются без семейного тепла и заботы. В таких случаях
функция родителей временно возлагается на органы опеки и попечительства,
которые, действуя в соответствии с российскими законами, ищут возможность
устроить детей на воспитание в семью или, в худшем случае, направляют ребёнка в
специализированные учреждения.
Решиться
на ответственный поступок и возложить на себя обязанности и ответственность по
воспитанию детей, оказавшихся без заботы кровных родственников, могут не
многие. Однако зачастую те, кто готов поделиться с ребёнком теплом своей души,
сталкиваются не только с психологической и моральной нагрузкой, но и с
юридическими аспектами данного вопроса. Стоя в одном шаге от пополнения своей
семьи, многие люди останавливаются перед выбором формы принятия ребёнка на
воспитание.
В
России существует несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, приоритетными из которых являются формы устройства, связанные
с помещением ребёнка в новую семью.
Выделяют следующие основные формы устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека
и попечительство, приемная семья и патронатное воспитание. Рассмотрим ключевые
моменты каждой из этих форм.
Усыновление. Является приоритетной формой устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок приравнивается
к родному с юридической точки зрения, т.е. получает все права и обязанности
родного ребенка, как имущественные, так и неимущественные. Усыновление
производится строго в судебном порядке. Не допускается усыновление братьев и
сестер разными лицами, а также усыновление одного ребенка лицами, не состоящими
в браке. При достижении ребенком 10-летнего возраста, необходимо его согласие
на усыновление. Если усыновитель не состоит в браке, разница в возрасте между
ним и ребенком должна быть не менее 16 лет. Тайна усыновления охраняется
законом.
Опека и попечительство. Применяются в целях содержания,
воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и
интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство
– над детьми с 14 до 18 лет. Как правило, подбор кандидатуры опекуна или
попечителя производится органом опеки и попечительства по месту жительства
ребенка, этот же орган контролирует осуществление опеки, условия проживания
ребенка, расходование денежных средств, выделяемых в интересах ребенка.
Приемная семья. Передача ребенка в приемную семью на воспитание
осуществляется на основании договора между органом опеки и попечительства и
приемными родителями. В договоре оговаривается размер оплаты труда приемных
родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, срок, на который
ребенок передается в семью. Общее число детей в приемной семье не должно
превышать 8 человек. Между приемными родителями и детьми не возникают
алиментные и наследственные правоотношения. Дети, находящиеся на воспитании в
приемной семье, сохраняют все права и льготы, полагающиеся детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей.
Патронатное воспитание. Одна из новых форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется не во
всех регионах РФ, только там, где имеются специализированные службы по
устройству детей, с которыми патронатные воспитатели заключают договор. Такие
службы называются уполномоченными организациями органов опеки и попечительства.
На основании договора ребенку оказывается любая требующаяся помощь:
юридическая, психологическая, социальная. Для патронатного воспитания могут
передаваться как дети с установленным юридическим статусом, так и дети сразу
после изъятия из неблагополучной семьи. Патронатные воспитатели проходят
специальную подготовку, получают за свой труд заработную плату в соответствии с
договором.
Отличие форм семейного устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
|
Усыновление
|
Опека
|
Приемная семья
|
Патронат
|
Выделение
средств на содержание ребенка
|
-
(при передаче ребенка на усыновление
(удочерение) выплачивается единовременное пособие в размере 100000 рублей на
каждого ребенка)
|
+
|
+
|
+
|
Выплата
зарплаты
|
-
|
-
|
+
|
+
|
Количество
детей
|
Не
ограничено
|
Не
ограничено
|
Не более
8-ми детей
|
Не более
3-х детей
|
Правовые
отношения
|
Приобретает
права кровного ребенка
|
Принимается
в семью на правах воспитуемого
|
Принимается
в семью на правах воспитуемого
|
Остается
воспитанником учреждения
|
Государственные
гарантии ребенку (жилье, образование, медицинское обеспечение и др.)
|
-
|
+
|
+
|
+
|
Из всех перечисленных форм устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее оптимальной является
усыновление, поскольку оно
носит бессрочный характер, а права и обязанности усыновителей и усыновленных
детей не отличаются от прав и обязанностей родителей и детей в родной семье.
Отношения между усыновителями и усыновленными (удочеренными) также максимально
приближены к отношениям между родителями и детьми в родной семье. Вместе с тем
усыновленный ребенок, в отличие от ребенка, сохраняющего статус сироты, не
имеет прав на дополнительную социальную поддержку. Только в этом случае ребенок
приобретает все права и обязанности родного. Во всех остальных случаях таких
правоотношений не возникает, за детьми сохраняются личные имущественные и
неимущественные права, гарантированные законодательством РФ детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, такие как право на жилье, льготы и
т.п.
Давайте ни на минуту не будем забывать о детях,
которые сегодня остались совсем одни, без семьи, без мамы, без папы, ведь они
дети и беззащитны перед другими, они нуждаются в нашей помощи, в нашей заботе и
защите.
Надо, чтобы каждый человек, независимо
от возраста, пола, национальности, чувствовал ответственность за тех, кому
хуже, чем ему, и всеми силами старался помочь.