В раннем детстве дети способны выражать
множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд,
гнев и др. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать "хорошей" или
"плохой", "полезной" или вредной", так как ранее
развитие ребенка, развитие детей, развивающие игры, сказки, детские стишки
каждая из них чему-то учит ребенка.
Фундаментальные эмоции обеспечиваются
врожденными нейронными программами, но, не смотря на это, в течение жизни
человек учится управлять эмоциями. То есть в формировании эмоционального мира
человека большую роль играют как генетические предпосылки, так и окружающая
среда, обучение, воспитание.
В первые годы жизни ребенка происходит
интенсивное эмоциональное развитие. Именно в это время ребенок наиболее
непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида
глубока. У ребенка существует повышенная потребность в эмоциональном признании
окружающих, и в первую очередь родителей. До 5 лет у детей существует
потребность в эмоциональном контакте с родителем противоположного пола и любви
к нему.
Однако эмоциональный контакт с мамой,
может быть нарушен (особенно у мальчиков), если мама излишне принципиальна,
поступает слишком рационально, формально, без души, хотя логично и правильно.
Проблема эмоциональной связи с папой
(особенно у девочек) возможна, если он не играет активной роли в семье или не
придает значения необходимости эмоционального контакта с ребенком или как это
часто бывает в настоящее время, отец практически не видится с ребенком, будучи
слишком занят на работе.
Любовь родителей и других близких людей
не должна носить "обусловленный характер" — то есть, если ребенок ее
"заслужил". Однако одной только "безусловной любви"
родителей ребенку раннего возраста тоже мало, ребенок ждет от взрослого
непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи,
оценки его достижений.
Общение ребенка со сверстниками
доставляет малышу множество эмоций, причем как положительных, так и
отрицательных. Например, на втором году жизни ребенок может почувствовать
беспокойство при приближении другого ребенка, а на третьем году детям
свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая
вместе, валяясь на ковре. Дети, которые посещают детсад, имеют больший опыт
общения со сверстниками. Однако не всегда это опыт конструктивного общения.
Иногда таким детям свойственно более частое по сравнению с домашними детьми проявление
отрицательных эмоций (гнева, ярости, обиды) поскольку в детсадах более тесное
общение, и, естественно, дети чаще "ущемляют интересы" друг друга
(отбирают игрушки, толкаются и т.д.). Это происходит потому, что ребенок
раннего возраста в общении с детьми всегда ориентируется на собственные желания
без учета желаний другого. Ребенок еще не умеет сопереживать другим людям. И
хотя этот механизм сопереживания формируется лишь с 4-х лет, взрослые уже в
период раннего возраста могут подготовить для него базу: говорить с ребенком о
чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.
Ребенок раннего возраста еще не умеет
контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные
желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Однако
это не значит, что нужно поощрять враждебное поведение или припадки гнева.
Родителям необходимо заранее быть
готовыми к спонтанным вспышкам гнева и вести себя обдуманно (оставаться
спокойным, не отвечать излишне эмоционально). То, что ребенок выражает свои
отрицательные эмоции, естественно для процесса взросления малыша. Однако
взрослым необходимо следить за соблюдением установленных для ребенка границ
дозволенного.
Задача взрослых — научить малыша
понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих
его взрослых и детей.